Доклад к. ф. н. К. М. Королева, директора ИКЦ «Патрия», члена правления Ассоциации краеведов Ленинградской области на IV Международной научно-практической конференции Санкт-Петербургского научного центра РАН «Сакральная география. Аспекты исторического и паломнического туризма» (апрель 2018 г.)
(Публикуется в сокращении)
На протяжении ряда последних лет в Ленинградской области значительно возросло количество так называемых народных музеев, то есть негосударственных, частных музеев. Эти музеи создаются либо отдельными жителями конкретного населенного пункта, либо инициативными группами жителей, заинтересованных в том, чтобы создать «место памяти» на территории своего населенного пункта или района.
Большинство подобных музеев ориентировано на военно-патриотическую тематику. Причем указанное обстоятельство характерно не только для Ленинградской области, но и для всего Северо-Западного федерального округа, о чем свидетельствует статистика, накопленная ИКЦ «Патрия». За последние 10 лет на территории СЗФО официально зарегистрировано более 40 негосударственных музеев – и почти 90 процентов из них являются военно-историческими и военно-патриотическими по своей направленности.
Причины такой ориентированности народных музеев, на мой взгляд, очевидны. Налицо стремление к сохранению и увековечиванию исторической памяти, вновь осознанное после «десятилетия безвременья» конца XX века: причем важно отметить, что это стремление не навязывается социуму государственной пропагандой, а возникает и развивается в форме «движения снизу», в форме гражданской инициативы, которая находит отклик у достаточно большой части населения страны. Важнейшим же местом памяти, то есть средоточием коллективных представлений об обществе и его истории, для населения России является Великая Отечественная война, поэтому неудивительно, что большинство негосударственных музеев носит военно-исторический и военно-патриотический характер.
Что касается поводов к созданию частных военно-исторических музеев, то основным среди них выступает личный интерес создателя музея или общий интерес членов инициативной группы к истории в широком значении этого слова – это может быть и краеведческий интерес к истории своей малой родины, и интерес к каким-либо сторонам военного дела (например, к историческому оружию, исторической военной форме или историческим наградам), и даже интерес к инфраструктурному развитию конкретной территории, постепенно перерастающий – вследствие исторических находок на этой территории в процессе хозяйственных работ по перепланировке и благоустройству – в увлеченность событиями военных лет и всем, что с ними связано. Вдобавок народные музеи, как правило, появляются там, где раньше по тем или иным причинам не было государственных музеев данной тематики или они оказались ликвидированы (хотя исторически конкретный населенный пункт занимал важное место в летописи Великой Отечественной войны – в качестве примера можно привести деревню Кобона на восточном побережье Ладожского озера, фактическую столицу Дорогу жизни в период блокады Ленинграда), или там, где экспозиция существующего государственного музея, по каким-либо причинам, признается неудовлетворительной – что отражается, скажем, в посещаемости этого музея.
На территории Ленинградской области, согласно сведениям, которыми располагает АНО ИКЦ «Патрия», сегодня действует 9 негосударственных военно-исторических музеев, посвященных событиям Великой Отечественной войны, в 8 районах области. При подготовке настоящего доклада использовались интервью с руководителями 3 из этих 9 музеев (все интервью публиковались в электронном журнале «Пространство памяти» в 2017 году), а именно – с заведующим частным музеем «Дорога жизни. Кобоно-Кареджский порт» С. В. Марковым, с директором Военного музея Карельского перейшека в Выборге Б. К. Иринчеевым и с руководителем народного музея «Форт Красная Горка» в Ломоносовском районе области А. И. Сенотрусовым.
Основным показателем популярности музея является его посещаемость, и здесь негосударственные музеи, о которых идет речь, демонстрируют устойчивые показатели роста. Пожалуй, выборгский музей имеет в этом отношении преимущество перед двумя другими, поскольку он расположен в городской черте, достаточно близко к главному туристическому объекту города – Выборгскому замку; поэтому сюда гораздо чаще добираются организованные группы, в том числе экскурсии школьников из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а общее количество посетителей за 2017 год составило свыше 3000 человек. Тем не менее, музей в Кобоне, несмотря на свою отдаленность (около 100 км от Санкт-Петербурга), тоже уверенно наращивает посещаемость, в том числе за счет организованных групп: в 2017 году здесь побывало почти 3000 человек. К сожалению, форт Красная Горка здесь стоит особняком, поскольку его транспортная доступность оставляет желать лучшего; к тому же форт находится в погранзоне, и действующий режим пропуска останавливает ряд потенциальных посетителей. Не будет преувеличением сказать, что основными посетителями музея являются самостоятельные туристы, сумевшие преодолеть все транспортные и пограничные препоны; общее количество гостей музея за минувший год не превышает 700 человек.
С учетом сказанного выше очевидно, что наилучшие перспективы развития имеются у музеев Кобоны и Выборга. В Выборге уже сегодня, помимо основной экспозиции, действует экспозиция «Подвиг женщин на защите Отечества», первый в стране музей, посвященный женщинам, которые участвовали в Великой Отечественной войне; есть планы по дальнейшему развитию основной экспозиции и ее специализации, то есть разделению на историю Великой Отечественной и советско-финляндской войн. В Кобоне декларируют намерение создать со временем музейный комплекс на территории от Ладоги до деревни Дусьево и поселка Войбокало, где в годы войны располагались объекты, связанные с функционированием Дороги жизни. В форте Красная Горка основное внимание уделяется сохранности самого форта, постепенному восстановлению его помещений – и блокированию новых попыток расхитить имущество этого уникального объекта, в первую очередь артиллерийские орудия.
Отвечая на вопрос, что такое, в их понимании, «народный музей», руководители трех музеев не сговариваясь сказали – это место, созданное личными усилиями, место, куда сами люди приносят экспонаты, несут, цитируя Б. К. Иринчеева, «свою память», место, куда им интересно приходить. Все музеи активно привлекают добровольцев, готовых собственным трудом (или финансовой поддержкой) оказывать содействие восстановлению и сохранению исторической памяти. От государства ожидают лишь того, что оно, словами С. В. Маркова, «захочет этот процесс возглавить». При условии, если государство хотя бы не будет мешать гражданским музейным инициативам, о чем в интервью много говорил А. И. Сенотрусов, велика вероятность того, что музейное дело и краеведение благодаря подобным любительским проектам получит новые стимулы к развитию, и это благотворно скажется в том числе на политике и посещаемости всех музеев, равно государственных и негосударственных. А следовательно, задача сохранения исторической памяти окончательно утратит декларативность и превратится в сугубо практическую деятельность «не по приказу, а по зову сердца».