ЕЛЕНА МАСТЕНИЦА, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры, член Международного комитета музеологии (ИКОФОМ), международного совета музеев ЮНЕСКО (ИКОМ)
Кто такой музейный работник? Каков его статус? Кого можно считать профессионалом музейного дела? Как им стать и можно ли этому научить? Кто он – современный музейщик: историк или культуролог? Искусствовед или психолог? Ученый или популяризатор? Вещевед или обществовед? И нужен ли вообще музею музеолог?
Вопросы эти возникли достаточно давно, но и сегодня вызывают споры, поскольку не имеют однозначного ответа. В обыденном сознании бытует представление, что музей – это, прежде всего, вещи: картины и скульптура, монеты и оружие, костюмы и предметы быта, документы и фотографии, природные раритеты, иными словами – разнообразные артефакты культуры.
Принято считать, что только дар музейщика, его профессиональные знания вместе с трепетным отношением к прошлому, а также особое музейное отношение к действительности делают вещи символами эпохи и одновременно средством сильнейших впечатлений и воздействия. То есть, если формулировать кратко: нет человека – нет музея.
Достаточно напомнить и необходимо знать, что у истоков российских музеев стояли незаурядные люди. В культурной хронике нашего Отечества всегда будут рядом Петр Великий и Кунсткамера, Екатерина Великая и Эрмитаж, Иван Шувалов и Музей Императорской Академии художеств, Николай Румянцев и Румянцевский музей, Алексей Уваров и Порецкий музеум, Николай Мартьянов и Минусинский музей, Иван Цветаев и Музей изящных искусств, Николай Бартрам и Музей игрушки, Александра Толстая и Ясная Поляна.
Примеры и параллели можно продолжить, но и эти имена подтверждают непреходящее значение человеческого фактора в музейном деле, а также в сфере сохранения, изучения и популяризации культурного наследия.
Важность личностного начала и роль неординарной личности в истории музейного дела являются краеугольным камнем концепции подготовки музейных специалистов, которую осуществляет созданная в 1988 году кафедра музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Прошло тридцать лет со времени ее открытия, и за это время кафедра подготовила и дала путевку в жизнь тысячам специалистов, многие из которых состоялись как профессионалы в музеях России и за рубежом.
Мир стремительно трансформируется, приходят новые поколения с иными запросами к получению информации, образованию, проведению досуга. Меняться приходится всем, и музеи не исключение.
Как должен развиваться музей, чтобы оставаться центром коммуникации в современном мире? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какие люди придут в него работать. Следовательно, проблемы содержания и качества подготовки кадров будущих музейных сотрудников как никогда актуальны.
В соответствии с требованиями времени содержание и формы образования приобретают практикоориентированый характер, что отчетливо проявляется в подготовке музеологов на уровне бакалавриата.
Сегодня нашим студентам, которые обучаются по очной и заочной формам по профилям «Проектирование музейных экспозиций и выставок» и «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», важно получить навыки и умения для решения конкретных прикладных задач.
Наряду с традиционным приоритетом формирования человека «знающего», обладающего определенным набором способностей и навыков, мы стараемся формировать человека ответственного, готового к экстремальным ситуациям, ориентирующегося в сложных и кризисных реалиях изменчивого мира, способного к творческим и нестандартным решениям проблем.
Образовательная практика российской высшей школы, переживая сдвиг от квалификационного подхода к компетентностному, еще не накопила достаточного эмпирического материала для осмысления векторов развития гуманитарного образования вообще и подготовки музейного специалиста в частности.
Однако интенсивный процесс становления музеологии как самостоятельной науки в конце XX – начале XXI века, а также почти полувековая история реализации образовательных программ по музеологии в университетах мира и чуть менее продолжительный опыт в России свидетельствуют о возможности и необходимости подготовки музейного профессионала, способного эффективно осуществлять основные направления деятельности как крупного, так и малого музея.
В основе образовательной стратегии подготовки музейных специалистов в Санкт-Петербургском государственном институте культуры лежат неоднократные попытки организации музееведческого образования в нашем вузе, а также тридцатилетний путь, который прошла первая в Санкт-Петербурге кафедра музееведения, которую я имею честь возглавлять.
Мы убеждены, что взаимосвязь музеологического образования с музейной деятельностью обуславливается векторами государственной культурной политики, степенью развития музеологии как науки, а также изменениями самого музейного дела как области социальных, в том числе культурно-образовательных практик.
Крайне важно, на наш взгляд, то, что музеологическое образование, по сути, является культурологическим, то есть направленным на формирование способностей человека к самостоятельному осмыслению фактов, явлений и процессов культуры прошлого и настоящего не только с позиций музеологии и этики узкопрофессиональной музейной среды, но и с позиций целостного восприятия и понимания региональной, национальной и мировой культуры.
Иными словами, музейные профессии позволяют овладеть культурой сквозь призму музейного отношения человека к действительности, в процессе отбора свидетельств прошлого, имеющих общественную ценность, а также постичь смысл и предназначение самого музея как феномена мировой культуры. Такой взгляд позволяет трактовать музейную профессию как дар, которым надо уметь разумно и бережно распорядиться.
Ключевым моментом в подготовке музейного специалиста является междисциплинарный характер музеологии и исторически сложившееся разнообразие профилей, типов и видов музеев, включая государственные, корпоративные и частные.
Расширение границ культурного наследия и связанное с этим изменение морфологии музейного мира диктуют необходимость подготовки в рамках бакалавриата музейного работника, способного выполнять основные виды музейных работ по комплектованию, хранению, экспонированию и презентации культурного наследия в музее, готового повышать свою квалификацию, приобретая новые компетенции в рамках магистратуры и аспирантуры, углублять полученные знания и развивать дополнительные навыки.
Гуманитарное образование по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», полученное на профильной кафедре музеологии и культурного наследия в стенах крупнейшего вуза министерства культуры РФ, весьма престижно. Оно направлено на формирование личности, значение которой в создании музеев и модернизации их деятельности весьма велико. Поэтому представляется необходимым акцентировать внимание не только на знании будущими музеологами «Кодекса музейной этики ИКОМ», но и на воспитании специалиста, чьи личностные качества отвечают этическим принципам выполнения сложных профессиональных задач.
В данном контексте особую роль в образовательном процессе играют учебная, производственная и другие виды практик на всех ступенях подготовки музейного специалиста. Именно практики в музеях и учреждениях музейного типа дают возможность знакомства с профессиональной средой, погружения в нее, установления профессиональных контактов и, конечно, закрепления полученных знаний.
В подготовке музейного специалиста невозможно игнорировать усиление позиций информационно-коммуникационных технологий. Однако необходимо понимать, что информационные технологии не только облегчают получение информации, открывают доступ к источникам, но и нивелируют личностное начало.
Следовательно, не столько овладение новейшими компьютерными технологиями, связанными с учетом, хранением и изучением музейных предметов, сколько использование их в эвристических целях, а также индивидуализация заданий музейной направленности представляются крайне важными составляющими учебного процесса.
Обучение музейного специалиста должно учитывать и тенденции современного развития музейного мира и особенности многих конкретных музейных ситуаций, обусловленных разнообразием масштабов российских музеев.
Так, например, если в больших музеях Москвы, Санкт-Петербурга и крупных городов только наблюдается интеграция музейных профессий, ведущих к усилению связи между специалистами, которые осуществляют комплектование, учет и хранение музейных фондов, и работниками, которые реализуют культурно-образовательную деятельность, то в малых музеях, не имеющих многочисленного штата, зачастую разные виды деятельности реализуются одним специалистом-универсалом, участвующим и в проектировании музейных выставок и в музейно-педагогических программах, обеспечивающих востребованность музея различными категориями посетителей.
Музейные сотрудники, работающие с посетителями, только начинают получать устойчивую профессиональную подготовку. А ведь именно специалист по работе с музейной аудиторией (экскурсовод, музейный педагог или медиатор), демонстрирующий разнообразные музейные коллекции и раскрывающие их ценность, осуществляет интерпретацию культурного наследия, помогая объяснению значимости артефактов культуры и вовлечению пришедшей в музей публики в увлекательный диалог культур.