КРАЕВЕДЕНИЕ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ — СЛОЖНЫЙ ПУТЬ К СЕБЕ





СТАНИСЛАВ НИЗОВисполнительный директор Ассоциации краеведов Ленинградской области

Краеведение в ХХ веке

Краеведение в Ленинградской области имеет богатые традиции. Первые краеведческие организации нашего региона создавались еще до революции. А 14 апреля 1925 г. было основано Ленинградское общество изучения местного края (ЛОИМК), входившее на правах региональной краеведческой организации в Центральное бюро краеведения РСФСР.

Расцвет краеведческой деятельности был связан с тем непродолжительным периодом истории, когда прежние государственные устои были разрушены революцией, а новые еще окончательно не сформировались. Большое количество специалистов, оставшихся в Советской России, нашли применение своим богатейшим знаниям на профессиональной почве краеведения.

Тогда же появился общероссийский научно- методический центр краеведческой работы – Центральное бюро краеведения (ЦБК) при Академии наук. ЦБК имело на местах свои отделения, областные бюро краеведения. Регулярно издавались краеведческие журналы и сборники. В середине 20-х годов 250 краеведческих организаций имели свои издания. Многие сегодняшние краеведы называют этот период «Золотым десятилетием советского краеведения».

В 1930 г. краеведение было введено в программы вузов. В 1931 г. создается Общество краеведов-марксистов. Но общим недостатком краеведения в 1920–1930-е гг. было то, что ЦБК и его органы на местах стремились заниматься сразу всем, не деля краеведение на географическое, историческое и т. п.

В конце 1930-х годов начался разгром краеведения, заниматься им в нашей стране стало опасно. Краеведов в эти годы обвиняли во многих грехах – в попытке организации заговора против Советской власти вместе с академиками-историками С. Ф. Платоновым и Е. В. Тарле, в связях с учеными-экономистами и «врагами народа» А. В. Чаяновым и Н. Д. Кондратьевым и т.д. Столь суровые обвинения объяснялись тем, что краеведческое движение в 1930-е годы перестало вписываться в официальную идеологию и политику. Краеведение – это движение с демократическими традициями, дающее знания населению без «руководящих указаний» и минуя официальные каналы.

В целом краеведы стали, как говорят сегодня, инакомыслящими. В 1937 г. были ликвидированы ЦБК, его центральные издания и областные бюро. Краеведение в стране практически остановилось. Была утрачена самая сильная его сторона – массовость. В последующие годы краеведение то оживало, то снова уходило в небытие, окончательно зачахнув в период перестройки и умерев вместе со многими хранителями истории своей малой родины в 1990-х.

Современная ситуация

Сейчас ситуация во многом иная. Мы внезапно спохватились и поняли, что еще немного – и наша культура уйдет навеки во тьму небытия. Началось возрождение интереса к предмету. Причем не навязанное властями, а истинно народное, идущее от самых сердец. И множество энтузиастов пытается найти и сохранить ту частицу родной истории, которая ему наиболее близка. Возрождение краеведения идет от самого сердца народа, как реакция на потерю национальной самоидентификации, как проявление жажды поиска своих корней в истории и культуре родного края. Часто скромные начинания групп энтузиастов-краеведов оборачиваются значительными результатами для всего местного сообщества. Краеведы создают частные музеи и выставки, поддерживают сохранившиеся памятники и архитектурные объекты, издают книги и статьи, проводят фестивали и этнографические праздники, организуют военно-патриотические вахты и реконструкции. Движение обретает силу и пользуется все возрастающим интересом у окружающих. Недаром академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, вставший во главе этого движения в 1980–1990-е годы, в книге «Краеведение как наука и как деятельность» отмечал: «Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки. Оно, в силу специфики изучения предмета, требует от человека неравнодушного отношения».

 

Полная версия материала опубликована в журнале «Пространство памяти», №1 за 2017 г.