КОБОНА — СТОЛИЦА ДОРОГИ ЖИЗНИ





Сергей Марков, заведующий негосударственного музея «Дорога жизни: Кобоно-Кареджский порт
(деревня Кобона, Ленинградская область)

Когда говорят о Дороге жизни, чаще всего подразумевают трассу по льду Ладожского озера и сухопутный участок от западного берега Ладоги до Финляндского вокзала Ленинграда. А что значила Кобона для Дороги жизни?

Кобона была столицей Дороги жизни. Но такое значение она приобрела, наверное, с марта 1942 года, потому что до того Кобона была транзитным пунктом на этой дороге. После строительства в феврале-марте 42-го железной дороги от Войбокало до Кобоны сюда пошел грузовой поток, появились складские базы на берегу Ладожского озера… Требовалось сократить автомобильный участок на Дороге жизни. От Кобоны автомобильный участок трассы составлял 32 км. Машины доезжали до Кобоны, здесь разгружались, людей отвозили либо в Жихарево, где формировались эшелоны, либо в Кобону, где им оказывали первую помощь, отправляли дальше, а тех, кто мог не перенести эту дорогу, распределяли по госпиталям, по эвакопунктам. В марте началось строительство порта в Кобоне и подготовка к навигации 1942 года; в это время и создается Кобона как огромный перевалочный пункт.

Как возник музей Дороги жизни в Кобоне?

В общем-то, случайно. В 2011–2012 годах здесь была построена база отдыха. Надо было привлекать посетителей. Одной рыбалки явно мало. Владельцы базы и их друзья занимались дайвингом, так возникла мысль о погружениях, в частности, к затонувшим объектам на дне озера. Начали искать места, где есть такие затонувшие объекты, разыскивать их координаты и данные по документам. Со временем нашлись 13–15 крупных объектов, в основном автомобили, в том числе легендарные полуторки, а также ЗИС-5, баржа-«блокадница», железнодорожные цистерны. Понемногу начали поднимать и, что называется, втянулись… А уже потом пришла мысль насчет собственного музея.

Первыми экспонатами стали различные предметы времен Великой Отечественной войны со дна озера – оружие, каски, снаряжение. В марте 2014 года подняли первую машину-«полуторку», в августе – еще одну. В том же году, накануне дня Победы, поднятый со дна озера и восстановленный грузовик ГАЗ-АА установили как памятник на берегу канала, где начиналась ледовая трасса.

Откуда приходили первые посетители? Как они узнавали о музее?

Первыми посетителями были друзья, знакомые и посетители базы. В основном узнавали о музее, наверное, из уст в уста, народная молва. Всех посетителей можно разделить на несколько категорий. Первая – ветераны, те, кто проезжал по Дороге жизни, дети блокадного Ленинграда и дети жителей блокадного Ленинграда. Их интересует само место. Многих посетителей помоложе, возрастом около 40 лет, интересует, где работали, где служили их дедушки, бабушки, родители. Детям нравится то, что у нас в музее все экспонаты действительно можно трогать.

Наш самый-самый экспонат – полуторка ГАЗ-АА, поднятая со дна, полностью восстановленная и на ходу. Она действительно ездила по Дороге жизни, возила хлеб и другое продовольствие, вывозила людей, затонула, была поднята – и поехала опять.

Каким вы видите музей, скажем, через 5 лет?

Будем развивать гостиницу, конференц-залы сделаем, чтобы здесь конференции проводить, посвященные Дороге жизни.

Инициативная группа из Шума – там в войну полевой госпиталь был – предлагает в Дусьево создать музей госпитальной службы… В целом думаем о маршруте от станции Войбокало до Кобоны. Получается – Войбокало, госпиталь в Дусьево, Выстав, аэродромный комплекс в Ратницах… И будет маршрут «Неизвестная Дорога жизни».

 

Полная версия интервью опубликована в журнале «Пространство памяти», №1 за 2017 г.