МЕДИЙНЫЙ ЛАНДШАФТ СЕВЕРО-ЗАПАДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ





Иван Бенца, генеральный директор Ассоциации средств массовой информации (АСМИ) Северо-Запада.

 

Что представляет собой медийный ландшафт Северо-Запада сегодня?

Информационные пространства российских регионов долгое время формировались по единому формату: районная, городская, областная (краевая, республиканская) пресса плюс ведомственный сектор (малая пресса), ориентированный на узкую профессиональную аудиторию. Содержательная часть, или, как теперь принято говорить, контент, большим разнообразием не отличалась, но, тем не менее, удовлетворяла информационные потребности общества.

Точнее, значительной части общества, поскольку и в то время на разных уровнях, в том числе и на региональном, были разные информационные запросы и удовлетворялись они далеко не в полную меру.

С этим «родовым пятном» региональная журналистика продолжает существовать и поныне, отличаясь принципиально лишь в количестве и качестве носителей и разнообразии форм передачи контента: телевидение, радио, Интернет…

Принципиального же поворота, который размыл бы территориальные информационные границы и расширил региональные аудитории, на мой взгляд, не произошло. Более того, в советский и раннеперестроечный периоды были СМИ, которые не относились формально к общефедеральным, но были известны всей стране (питерская газета «Смена», например).

Ныне же трудно найти региональное СМИ, которое имело бы федеральную аудиторию. Хотя, если сравнивать журналистские потенциалы в целом, то они, мне кажется, не так уж и сильно отличаются, и в региональной журналистике есть много интересных перьев. Но они в вечной тени, и пока не выработана практика донесения их мнения до широкой аудитории.

Медийный ландшафт Северо-Запада сегодня очень пестр и постоянно меняется. Ассоциация средств массовой информации Северо-Запада объединяет свыше ста ведущих медийных структур всех одиннадцати регионов. Тенденция ничем не отличается от общероссийской: количество традиционных СМИ сокращается, зато увеличивается интернет-среда.

Насколько взаимопроницаемы информационные пространства регионов СЗФО?

Я бы не стал говорить о взаимопроницаемости, это, скорее всего, еще впереди. Но о сближении, и очень существенном, вполне можно говорить.

Помню первую организационную встречу руководителей СМИ Северо-Запада в 2000 году. Бок о бок сидели коллеги из соседних регионов, но они не знали друг друга. Теперь это единое сообщество, которое общается, обменивается опытом, иногда напрямую, без всякого нашего посредничества.

Но основные региональные информационные потоки по-прежнему протекают параллельными курсами. Я помню, что мне говорил мой редактор в Архангельске, когда я приносил материал, выходивший за географические рамки региона. «А где здесь Архангельск?», – спрашивал он, иногда даже не добираясь до сути. Я и сам, став редактором, иногда, увы, задавал такой вопрос пишущим.

Этот вопрос висит в воздухе до сих пор. Региональная журналистика остается «зафлажкованной», и никакие новые технологии не помогают ей прорваться на более широкие просторы.

О взаимопроницаемости можно говорить ровно в той степени, в какой можно говорить о доступности информационного пространства в целом. Жителю Пскова не составляет труда сегодня заглянуть на сайт калининградских, допустим, СМИ и узнать, как у соседей борются, например, с санкционной продукцией.

А интерес к жизни соседей был всегда. В самом начале существования нашей Ассоциации, когда Интернетом пользовались немногие, а главным информационными носителями были традиционные СМИ, мы делали газетный вкладыш в ведущие региональные печатные издания, который назывался «Регион Северо-Запад» и выходил общим суммарным тиражом в полмиллиона экземпляров. И этот вкладыш пользовался спросом.

Архангелогородцев, например, задевало, если оказывалось, что любимая «трещочка» в Мурманске значительно дешевле. Или наоборот. И чиновников задевало. В некоторых регионах рекомендовали редакторам не печатать наш вкладыш.

Можно ли сопоставить медийную ситуацию в СЗФО с другими округами?

И да, и нет. Есть типичные черты: та же территориальная структуризация (областные, городские издания, «районки»), та же структура собственников с подавляющим преобладанием государственного сектора СМИ, некоторые другие общие характеристики. Но есть и отличия, которое обусловлены экономическими, географическими особенностями – развитостью рекламного рынка, столичной близостью, приграничным сотрудничеством, сильными университетской и институтской базами и некоторыми другими признаками, характерными для Северо-Запада.

Хотя, мне кажется, этот вопрос недоисследован, во всяком случае, я нигде не встречал развернутого анализа по данной теме. Как недоисследован и региональный информационный рынок в целом, особенно текущий переходный период, когда идут сложные и трудные процессы трансформации информационной среды.

 

Полная версия интервью опубликована в журнале «Пространство памяти», №3 за 2017 г.