«ТРЕБУЕТСЯ СЕРЬЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА»





Александр Потехин – сопредседатель Ассоциации арктических СМИ, руководитель общественной комиссии Ассоциации полярников по направлению «Духовное, природное и культурное наследие»

 

Расскажите, пожалуйста, о том, когда и как возникла Ассоциация арктических СМИ. Чем было вызвано ее появление?

К моменту возникновения Ассоциации в обществе уже существовало представление о том, что реализация, как выражается Артур Николаевич Чилингаров, «национальной арктической идеи», потребует от России существенной мобилизации ее финансовых, научных, человеческих ресурсов.

Говорят, что Арктика – «последний гештальт человечества», и совершенно понятно, что сущностные, важнейшие опорные моменты развития человечества в целом в течение ближайших десятилетий обязательно будут связаны именно с Арктикой. А Россия – нравится кому-то это или нет – является флагманом продвижения человечества в Арктику.

Эта роль лидера человечества в освоении Арктики требует напряжения всех сил, а значит, это – задача мобилизационная. Если это – задача мобилизационная, то требуется серьезная информационная работа.

Поэтому задолго до того, как родилась Ассоциация арктических СМИ, Ассоциация СМИ Северо-Запада, которую я возглавляю уже четвертый год, уже приняла программу, которая называется «Арктическое ожерелье».

Мы говорили о том, что масс-медиа, во-первых, имеют право на получение достоверной и точной информации о ситуации в Арктике из первых рук, и Ассоциация будет за это сражаться, биться и это обеспечит.

Второе – мы говорили о том, что масс-медиа Северо-Запада могут выступать экспертами при выработке в отношении Арктики управленческих решений. И третье: после того, как СМИ получат информацию, – важно свободно донести ее и до массового читателя, и – что не менее важно – до кругов управленческой, политической, бизнес-элиты.

Таким образом, флаг активного участия масс-медиа в арктической программе был поднят задолго до возникновения Ассоциации арктических СМИ.

И когда идея привлечения средств массовой информации к арктическому движению стала завоевывать массы, стала серьезной материальной силой, мы увидели, что значительное количество наших коллег не просто нас поддерживают, а уже забегают вперед, и у нас есть не просто голые призывы, а уже накопленные конкретные кейсы.

Поэтому мы вышли с предложением к Артуру Николаевичу Чилингарову о том, что необходимо создать Ассоциацию арктических СМИ, под эгидой АСПОЛ. Артур Николаевич отнесся к этому очень серьезно, настолько серьезно, что подписал специальную дорожную карту по созданию Ассоциации.

Она родилась в марте 2017 года, в Арктическом зале Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета, в присутствии представителей Администрации Президента РФ, ряда известных ученых, уважаемых редакторов. И мы начали работать.

Имеется ли у «арктических» СМИ какая-либо общая «арктическая» идея – или они объединяются только по географическому признаку?

В «глобальной деревне» уже совершенно неважно, в какой точке земного шара проживает главный редактор – он может проживать и на Марсе, но если у него будет устойчивый Интернет, то он вполне сможет и с Марса решать арктические проблемы.

В Ассоциацию объединяются СМИ, штаб-квартиры которых могут быть весьма далеко от Арктики, но это те СМИ, которые одобряют документы, лежащие в основе деятельности Ассоциации, интересуются арктической тематикой и хотят принимать посильное участие в реализации тех целей, ради которых была Ассоциация арктических СМИ создана.

И еще один очень важный момент: Ассоциация не является юридическим лицом. Это то, что мы называем «гражданской инициативой».

Есть два документа, которые долго вырабатывались, затем прошли испытание в практической деятельности. Это – «Арктический базис», который формулирует определенные ценности, и это – Конвенция, десять принципов, которые описывают организационные моменты взаимодействия.

Для того чтобы масс-медиа – или не только масс-медиа, это важно! – а и некоммерческая организация стали участниками гражданской инициативы в форме Ассоциации арктических СМИ, им достаточно просто письменно заявить о том, что они поддерживают Арктический базис и Конвенцию. Их никто не будет принимать, исключать, требовать от них согласия учредителей… Они просто декларируют: нам нравится, мы разделяем цели, мы готовы это делать.

Поэтому присоединиться так же легко, как и выйти, и никто не дает каких-то оценочных суждений, никто не принимает указующих решений – есть идея, хочешь толкать этот паровозик – толкай, не хочешь – скажи: «Я не буду больше толкать» и отойди. А что дает участие? Ты попадаешь в единое информационное поле, ты знаешь обо всех мероприятиях, ты можешь на очередном медиа-форуме принять участие в выборе Совета Сопредседателей.

 

Полная версия интервью опубликована в журнале «Пространство памяти», №2 (6) за 2018 г.